Почему прозрачность нефтяных контрактов важна для Казахстана в борьбе с коррупцией

Контракты, лицензии и связанные с ними соглашения являются важными элементами правовой базы страны. В них разъясняются права и обязанности всех сторон, участвующих в разведке и добыче нефти, газа и других полезных ископаемых. Прозрачность контрактов обеспечивает ясность касательно правил и условий, регулирующих проекты добычи, и тем самым способствует сдерживанию коррупции и предоставляет гражданам возможность оценивать справедливость сделок в области добычи ресурсов. Опубликование контрактов обеспечивает ясность касательно объема потоков ожидаемых доходов центрального правительства и органов власти на субнациональном уровне. Эта информация может иметь решающее значение в условиях, где на уровень доходов сильно влияют волатильность рынка и формирующаяся политика энергетического перехода. Стандарт ИПДО содержит требование к внедряющим ИПДО странам о раскрытии всех контрактов и лицензий, заключенных, выданных или претерпевших изменения начиная с 1 января 2021 года. Это новое требование отражает постепенное становление международной нормы в отношении прозрачности контрактов в добывающем секторе в последние годы. Когда страны ИПДО принимают обязательство обеспечить прозрачность контрактов, они выражают готовность публиковать в открытом доступе полный текст любого контракта, лицензии, концессионного договора или другого соглашения, регулирующего разработку нефтегазовых и минеральных ресурсов.

Распространенные мифы о прозрачности контрактов

Миф Реальность
Контракты слишком специализированы и сложны для понимания широкой общественностью. Хотя контракты в добывающем секторе не всегда просто толковать, организации гражданского общества, инициативы по обеспечению подотчетности и СМИ могут взять на себя роль посредников в их изучении и объяснении.
Контракты не подлежат раскрытию, поскольку они содержат конфиденциальную коммерческую информацию, которая может негативно сказаться на конкуренции. Исследования показывают, что контракты редко содержат конфиденциальную коммерческую информацию. Более того, нет единого мнения о том, что считать конфиденциальной коммерческой информацией. Такие компании, как Rio Tinto1 и Total2, заняли позицию, согласно которой при принятии правительствами стран, в которых осуществляется добыча ресурсов, решения о публикации контрактов обеспечивается устранение юридических и коммерческих препятствий.
Прозрачность контрактов сужает возможности правительства по заключению выгодных сделок. Надзор со стороны общественности и компаний является стимулом для сторон заключать рациональные сделки, которые обусловят формирование более стабильной деловой среды. Правительства находятся в лучшем положении для заключения выгодных сделок, если имеют возможности изучать условия контрактов, помимо своих собственных. Публикация контрактов способствует снижению риска заключения контрактов на условиях, которые отступают от правовых и налоговых норм.
Контракты содержат положения о конфиденциальности, которые являются непреодолимыми препятствием, соответственно, его невозможно преодолеть. Согласно отчету за 2009 год о контрактах на добычу нефти, газа и других полезных ископаемых, большинство положений о конфиденциальности не относятся к контрактам.3 Одним из возможных решений является обращение к сторонам контракта с запросом подписать документ об отказе от конфиденциальности.
В лицензионных режимах раскрытие контрактов не является обязательным. Отдельные лицензии могут содержать условия, регулирующие конкретный проект, отличающиеся от условий других контрактов. Стандарт ИПДО применяется к лицензионным режимам в равной степени. Ответственность за обоснование любого заявления об отсутствии отступлений от стандартных условий лежит на стране.

Услуги адвоката Алматы

logo

Мы используем файлы cookie для обеспечения основных функций сайта, улучшения нашего веб-сайта, предоставления актуальной рекламы и персонализированного контента, в том числе на сторонних веб-сайтах. Вы можете принять или отклонить использование большинства файлов cookie ниже.