Данная статья посвящена анализу вопросов оптимизации и модернизации уголовного законодательства на современном этапе развития государства. Автором делается акцент на положениях Концепции правовой политики государства до 2023 года в части уголовной политики. В статье определены основные направления оптимизации законодательства. Отмечается важность стабильности законов, как фактора устойчивого развития государства. В статье проанализированы некоторые составы уголовных правонарушений на предмет их соответствия новым реалиям, необходимости их уточнения или возможного исключения. В рамках модернизации законодательства автором предлагается включить в Уголовный кодекс его принципы. В статье делается вывод о необходимости взвешенного и обдуманного подхода к вопросам оптимизации Уголовного кодекса с учетом требований социальной и криминологической обоснованности.
Введение. Опыт применения нового Уголовного кодекса Республики Казахстан 2014 года (далее – Уголовный кодекс) выявил ряд вопросов, которые заслуживают своего рассмотрения с точки зрения оптимизации некоторых норм Уголовного кодекса.
В целом уголовное законодательство претерпело ряд изменений со времени его принятия. На это обратил внимание еще Глава государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года: «С 2015 года в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы внесено уже более 1200 изменений. Недопустимо, чтобы законы менялись в угоду сиюминутной конъюнктуре или узким корпоративным интересам.» [1]. Вместе с тем в последнее время наблюдается тенденция криминализации Уголовного кодекса – появление новых составов уголовных правонарушений
Только за период принятия Уголовного кодекса в него внесены уже 15 новых составов уголовных правонарушений (модернизация), не говоря уже о многочисленных изменениях и дополнениях (оптимизация), внесенных различными законами.
В этой связи отмечаем, что частое изменение уголовного законодательства может свидетельствовать о его нестабильности и некачественной проработке. Стабильность законодательства является важным фактором устойчивого развития государства, соблюдения законности в целом.
В Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года отмечается, что в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство часто вносятся изменения и дополнения, нарушающие их стабильность, что способствует возникновению ошибок в правоприменительной деятельности, а также нарушению норм указанных законов лицами, не знавшими о внесенных изменениях. Согласно Концепции, «Важно выработать механизмы, направленные на обеспечение стабильности уголовного и уголовно-процессуального законодательства» [2].
Основная часть. Согласно Толковому словарю Ожегова, реформа означает: «1. Преобразование, изменение, переустройство чего-н. 2. Преобразование в какой-н. области государственной, экономической и политической жизни, не касающееся основ существующего социального строя.» [3]. В истории независимого Казахстана прошли две реформы Уголовного кодекса - в 1997 и в 2014 годах, которые имели свои причины и особенности.
Вот что пишут американские авторы Х. Кубрин и Р. Тублиц о реформе уголовного права: «Как повысить эффективность реформы уголовного правосудия? По своей сути реформа – это попытка улучшить нежелательное состояние, устранить выявленную проблему, достичь цели или укрепить существующую (успешную) политику.» [4]. В этом контексте под политикой понимается уголовная политика государства.
Отдельными элементами реформирования являются оптимизация и модернизация чего-либо. За прошедший период в данный кодекс внесены изменения и дополнения, которые можно рассматривать в качестве оптимизации или модернизации кодекса.
Под оптимизацией понимается, согласно Большому энциклопедическому словарю, 1) процесс выбора наилучшего варианта из возможных или 2) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние [5].
Таким образом, в отношении оптимизации законодательства можно говорить в смысле его приведения в наилучшее состояние. То есть, оптимизация законодательства должна быть направлена на устранение пробелов, дефектов права, противоречий, устаревших норм или дублирующих норм.
От оптимизации законодательства следует отличать модернизацию законодательства. В соответствии с Толковым словарем русского языка Кузнецова под модернизацией понимается «Изменение чего-л. в соответствии с современными требованиями, вкусами.» [6]. Таким образом, модернизация законодательства, на наш взгляд, предполагает изменение его в соответствии с требованиями времени, изменениями общественных отношений, которые влекут необходимость принятия новых норм правового регулирования.
В этой связи предлагаем рассмотреть следующие составы Уголовного кодекса, которые требуют переосмысления на предмет необходимости их наличия в кодексе, то есть с точки зрения его оптимизации.
Например, ст. 188-1 «Скотокрадство» [7]. Объективная сторона этого состава уголовного правонарушения предполагает хищение чужого скота. По сути, кража скота – это вид кражи. Следовательно, этот состав вполне мог быть инкорпорирован в ст. 188 «Кража» в качестве отдельной части.
Диспозиция статьи 135 «Торговля несовершеннолетними» практически совпадает с диспозицией статьи 128 «Торговля людьми», только объектом в ней выступают несовершеннолетние. При вышеуказанном подходе нормы статьи 135 могли быть включены в виде отдельной части в статью 128 «Торговля людьми», и статья 135 безболезненно исключена из структуры кодекса.
Законом Республики Казахстан от 26.06.2020 года статья 130 «Клевета», предусматривающая уголовную ответственность за клевету, была исключена из Уголовного кодекса. Соответственно КоАП РК был дополнен статьей 73-3 «Клевета». Диспозиция указанной статьи КоАП РК полностью совпадает с диспозицией исключенной статьи Уголовного кодекса. Вместе с тем обращаем внимание, что в части второй и третьей статьи 73-3 КоАП РК используется слова «деяние», «Деяния», хотя правильнее было бы использовать слова «действие», «Действия», т.к. этот состав не предполагает бездействия. Распространение заведомо ложных сведений – означает активные действия.
Несмотря на то, что ст. 130 Уголовного кодекса была исключена, в Уголовном кодексе имеется специальный состав - ст. 411 «Клевета в отношении судьи Конституционного Суда Республики Казахстан, судьи, присяжного заседателя, прокурора, лица, осуществляющего досудебное расследование, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя». Отмечаем при этом, что в диспозиции данной статьи не раскрыты действия, относящиеся к клевете. Полагаем возможным рассмотреть вопрос об исключении данной статьи, а наказание за клевету в отношении данных лиц должно налагаться по ст. 73-3 КоАП РК.
В Уголовном кодексе (ст. 131) предусмотрена ответственность за оскорбление. С учетом того, что данный состав правонарушения схож с составом «клеветы», в части объекта правонарушения – честь и достоинство человека, полагали бы возможным исключить данный состав из Уголовного кодекса и перенести в КоАП РК. Кроме того, считаем возможным исключение из Уголовного кодекса и ст. 378 «Оскорбление представителя власти». В будущем данные правонарушения могли бы рассматриваться в гражданском судопроизводства в рамках исков о защите чести и достоинстве лица.
Вызывает вопрос наличие уголовной ответственности за посягательство на жизнь Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы (ст. 177). Как известно, Конституционный закон Республики Казахстан от 20.07.2000 г. «О Первом Президенте Республики Казахстан – Елбасы» утратил силу, из Конституции также исключен его статус (из п. 2 ст. 91). В случае необходимости ограждения бывших президентов от таких посягательств, можно было бы дополнить ст. 178 «Посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан» в качестве объектов посягательства - жизнь экс-президентов, изложив заголовок и диспозицию этой статьи в такой редакции:
«Статья 178 Посягательство на жизнь Президента и экс-президентов Республики Казахстан
Посягательство на жизнь Президента и экс-президентов Республики Казахстан, совершенное в целях прекращения их деятельности либо из мести за такую деятельность, - ..».
Среди группы уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности обратим внимание на статью 214 Уголовного кодекса «Незаконное предпринимательство, незаконная банковская, микрофинансовая или коллекторская деятельность».
Как известно, предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, кандасов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя. (п. 1 ст. 2 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан) [8]. Таким образом, банковская, микрофинансовая и коллекторская деятельность относятся к предпринимательской деятельности. В этой связи, на наш взгляд, нет необходимости выделять указанные виды предпринимательской деятельности в указанной статье.
С другой стороны, отметим, что согласно постановлению Конституционного Суда Республики Казахстан от 3 октября 2023 года № 31-НП, диспозиция статьи 214 Уголовного кодекса «излишне загромождена несколькими альтернативными деяниями, связанными с незаконной предпринимательской деятельностью, банковской деятельностью (банковскими операциями), микрофинансовой и коллекторской деятельностью, которые могут быть дифференцированы в отдельных нормах Уголовного кодекса.» [9].
В любом случае, к оптимизации данного состава Уголовного кодекса, необходимо подходить комплексно и взвешено. Можно согласиться с Естеусизовым Е.Н., Шегебаевой А.Р., Сайдамаровой В.В., которые к правовым мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относят среди прочих мер:
- совершенствование законодательных норм, регулирующих запреты на определенные виды деятельности;
- проведение финансово-экономической, организационно-экономической, криминологической, экологической и психологической экспертиз принимаемых законов, направленных на урегулирование экономических отношений [10].
Как известно, Президент страны К.К. Токаев в Послании народу от 1 сентября 2023 года заявил о необходимости дальнейшей декриминализации экономических преступлений [11]. И в этом направлении предстоит дальнейшая оптимизация Уголовного кодекса.
Рассмотрим статью 419 «Заведомо ложный донос» Уголовного кодекса. Данная статья предусматривает уголовную ответственность за ложный донос о совершении уголовного проступка (ч.1), о совершении уголовного преступления (ч.2), а также за донос, который соединен с обвинением лица в совершении коррупционного преступления (ч. 3). В этой статье используется слово «Деяние», «Деяния», и как указывалось выше, правильнее было бы использовать слово «Действия» т.к. этот состав не предполагает бездействия. В целом, Уголовный кодекс надо подвергнуть правовому мониторингу на предмет использования слов «деяния» или «действия».
Помимо указанной статьи 419 Уголовного кодекса в КоАП РК имеется статья 439 «Заведомо ложная информация о факте коррупционного правонарушения». Возникает вопрос, необходимо ли такая статья в КоАП РК при наличии почти аналогичной статьи 419 в Уголовном кодексе. Наличие таких статьей, на наш взгляд, может порождать коррупциогенную ситуацию, так как правоохранительные органы могут вместо уголовной ответственности привлекать виновных к более мягкой административной ответственности.
Законом Республики Казахстан от 27.12.2019 г. Уголовный кодекс был дополнен статьей 380-2 «Применение насилия в отношении государственного инспектора по охране животного мира, инспектора специализированной организации по охране животного мира, егеря», которая устанавливает ответственность за применение насилия в отношении этих лиц.
В целом указанный состав совпадает с частями третьей и пятой статьи 380 «Угроза или насильственные действия в отношении представителя власти». В целях оптимизации Уголовного кодекса и недопущении дублирования полагали бы возможным рассмотреть вопрос об исключении ст. 380-2. При этом необходимо одновременно в понятие «представителя власти» (пп. 9) ст. 3 Уголовного кодекса) включить государственного инспектора по охране животного мира, инспектора специализированной организации по охране животного мира, егеря. Таким образом, в Уголовном кодексе не было бы лишней статьи, при этом противоправные действия против указанных лиц регулировались бы общей статьей 380 Уголовного кодекса.
Несколько слов о модернизации Уголовного кодекса. На наш взгляд, есть один важный вопрос, который требует отражения в Уголовном кодексе. В Уголовном кодексе отсутствуют его принципы. Согласно требованиям Закона РК «О правовых актах», в законах устанавливаются цели, задачи, принципы регулирования соответствующей отрасли (ст. 24) [12]. В этой связи предлагаем ввести в Уголовный кодекс его принципы.
В качестве примера излишней модернизации (криминализации) в виде новой статьи приведем такой факт. В августе 2023 года на сайте уполномоченного по правам человека в Казахстане появилось сообщение о необходимости дополнения Уголовного кодекса отдельной статьи 125-1 «Похищение лица с целью заключения брака. Сообщается также, что Генеральная прокуратура поддержала предложение омбудсмена [13]. Хотя правильнее было бы дополнить действующий состав статьи 125 «Похищение человека» в части второй новым признаком, например, пунктом «7-1) с целью заключения брака;».
Выводы. На основании изложенного предлагаем к оптимизации уголовного законодательства относиться взвешенно и обдуманно, при этом необходимо руководствоваться принципом доказательного регулирования, закрепленным в Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. Согласно данной Концепции, «Доказательный подход должен стать одним из основных векторов развития правовой политики Казахстана.
В целях повышения качества правовой политики регуляторные решения должны быть основаны на надежных и объективных данных, в том числе научных и экспертных исследованиях, результатах изучения общественного мнения, статистических и иных данных.» [14].
Этот принцип в полной мере должен быть применим и к уголовной политике государства. Полагаем, что дальнейшее введение новых составов уголовных правонарушений должно быть обоснованным, т.е. должны сформироваться криминологические, статистические, экономико-социальные причины для закрепления уголовной ответственности за определенные деяния. При этом нельзя забывать и о научно обоснованном подходе в этих вопросах.
В соответствии с вышеуказанной Концепцией реализацию уголовной политики следует осуществлять с учетом требований социальной и криминологической обоснованности [15]. Как видно из того, что мы отметили выше, разработчикам изменений и нововведений в Уголовный кодекс порой не достает указанной обоснованности.
УРТЕМБАЕВ АСКАР
Начальник Центра судебной системы и правоохранительных органов РГП на ПХВ «Институт парламентаризма», УМТО.
Список использованных источников
- Послание Главы государства К.К. Токаева народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» от 1 сентября 2022 года // Интернет ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K22002022_2 дата обращения 10.11.2023.
- Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674. // Интернет ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000674 дата обращения: 10.11.2023.
- Толковый словарь Ожегова // Интернет ресурс: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=27067 дата обращения 08.11.2023.
- Charis E. Kubrin and Rebecca Tublitz. How to Think about Criminal Justice Reform: Conceptual and Practical Considerations// Интернет ресурс: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9763086/ дата обращения: 06.11.2023.
- Большой энциклопедический словарь // Интернет ресурс: https://rus-big-enc- dict.slovaronline.com/ дата обращения 10.11.2023.
- Толковый словарь русского языка Кузнецова // Интернет ресурс: https://slovariki.org/search?did=tolkovyj-slovar-kuznecova дата обращения 08.11.2023.
- Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. // Интернет ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226 дата обращения 05.11.2023.
- Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК. // Интернет ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375 дата обращения 13.11.2023.
- Постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 3 октября 2023 г. № 31-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан примечания статьи 214 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года» // Интернет ресурс: https://www.gov.kz/memleket/entities/ksrk/documents/details/529816?lang=ru дата обращения 10.11.2023.
- Естеусизов Е.Н., Шегебаева А.Р., Сайдамарова В.В. Профилактика уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности Республики Казахстан: эффективные и комплексные меры воздействия на экономическую преступность // Ученые труды Алматинской академии МВД Республики Казахстан. - 2023. - № 2(75). С. 80-81.
- Послание Главы государства К.К. Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» от 1 сентября 2023 года // Интернет ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K23002023_1 дата обращения 10.11.2023.
- Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК. // Интернет ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000480 https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9763086/ дата обращения: 13.11.2023.
- Федоров Д. Свадьбы не будет. // Комсомольская правда Казахстан. – 2023. - 9 августа.
- Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674. // Интернет ресурс: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000674. дата обращения: 10.11.2023.
- Там же.